Как без суда взыскать деньги с банка и страховой компании по новому сентябрьскому закону?
Разрастание рынка финансовых услуг значительно повысило количество судебных разбирательств и споров, связанных с ними. Страховые компании, финансовые учреждения берут за основу агрессивную политику, чтобы привлечь как можно больше клиентов, но в итоге получают огромное количество исков и жалоб. Наличие в штате компаний юристов позволяет защищать свои интересы без ущерба для бюджета фирмы, а вот гражданам приходится самостоятельно бороться за свои права. Основной нормативный акт для россиян – закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вступил в силу 03.09.2018 г. Рассмотрим его подробнее.
Что дает новый закон?
В названии законодательного акта нет ничего интригующего – очередная должность омбудсмена федерального уровня, и только. А интересное скрывается в полномочиях должностного лица, в частности, омбудсмен имеет права и обязанности:
- Рассматривать жалобы от граждан, являющихся потребителями финансовых услуг на действия финансовых компаний при условии, что срок исковой давности не более 3 лет, объем требований не более 500 тысяч руб.
- Рассматривать жалобы на действия сотрудников страховых компаний, касающиеся ОСАГО, вне зависимости от суммы требований.
Финансовый уполномоченный изучает все документы обращения, делает выводы и при признании жалобы гражданина обоснованной, удовлетворяет требования. Решение омбудсмена обязательно для исполнения финансовой организацией.
Если банки, страховщики не торопятся выполнять требования финансового уполномоченного, гражданину, обратившемуся с жалобой, предоставляется удостоверение специального образца, которое имеет силу исполнительного документа. С удостоверением россиянин вправе обратиться в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы с обидчика.
После окончания срока в 10 рабочих дней, решение вступает в законную силу. Решение финансового уполномоченного можно обжаловать в судебном порядке в течение 10 суток с даты подписания документа. Даже в случае обжалования решения страховыми компаниями, гражданин вправе обратиться с требованием в суд в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения финансового уполномоченного в законную силу.
Процедура обращения к финансовому уполномоченному
Процесс упрощен и требует намного меньше документов и усилий, чем обжалование судебного порядка:
- В письменном виде предоставить жалобу в финансовую организацию, изложив претензию по существу дела и свои требования;
- При получении письменного отказа или отсутствия ответа от финансового учреждения вообще в течение 30 дней для писем и 15 дней для электронных уведомлений, потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному;
- Полномочия омбудсмена распространяются на организации, включенные в список Центробанка РФ;
- Обращение к омбудсмену возможно через официальный сайт, портал Госуслуг, в письменной форме.
Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы и требования по компенсации морального вреда, упущенной выгоды, споры по налоговым, административным, трудовым, семейным отношениям.
Обращение потребителя уполномоченное лицо рассматривает в срок 15 рабочих дней и обязан вынести свое решение по данному вопросу. Не нужно платить госпошлину, ждать 30 суток, собирать множество документов и бегать по кабинетам – уполномоченный решает вопросы намного быстрее.
Финансовые организации пока могут сотрудничать с уполномоченными на добровольной основе, с 01.06.2019 форма взаимодействия вменяется в обязательном порядке для страховых компаний, которые заключают договора ОСАГО, КАСКО, с ноября 2019 – для всех страховых компаний, кроме ОМС, с 01.01.2020 – для организаций микрофинансового сектора, с 2021 г – для кредитных организаций любого типа.