Почему НДС формально подняли до 20%, а реально намного больше
Повышение ставки ключевого для россиян налога спровоцировало множество новых факторов, причем как позитивных, так и негативных. Именно об этом говорят эксперты.
Но в большинстве граждане недоумевают – что тут такого, ну повысился НДС на 2%, никаких особых подвижек это не обещает. На самом деле увеличение ставки до 20% отразится на всех ценах, в том числе на социально значимых товарах. Итак, попробуем разобраться во всем подробно.
Кто платить НДС и что это за налог?
Три буквы знакомы всем россиянам – их видно в каждом чеке из магазина, кафе. Налог на добавленную стоимость уплачивают все граждане РФ вне зависимости от того, ведут ли они собственный бизнес или вообще предпочитают не работать, а получать пассивный доход.
НДС – это взимание определенного процента с каждой копейки добавленной стоимости на товар. Например, себестоимость коробки из картона 2 рубля, продают ее за 2,5 рублей, вот с 50 копеек будет начислен НДС 20%. И так по всей цепочке производства – от закупки сырья до выпуска готовой продукции. В конечном итоге за картонную коробку (упаковку) платит покупатель, приобретая товар в магазине.
Решение о повышении НДС принято в 2018 году. Причина – необходимость найти деньги для выполнения майского указа В.В. Путина. Посредством повышения ставки налога бюджет получает дополнительные средства, расходовать которые можно на реализацию указов, обеспечение социальных мер и прочее.
Чтобы сбалансировать бюджет, предпринимается ряд мер:
- повышается процент налоговой ставки;
- вычеркивается пункт расходов.
Страдает всегда социальная сфера, но если вычеркнуть какие-то расходы, люди останутся совсем без поддержки государства, и это приведет к самым печальным последствиям. Потому и было решено поднять ставку налога, НДС оказался самым подходящим – его сложно скрыть, но просто посчитать. Увеличение всего на 2% дает казне минимум 600 миллиардов рублей в год – неплохое пополнение бюджета.
А что с бизнесом, так ли все просто и будет ли рост только на 2% – нет. Бизнесмен работает для получения прибыли, поэтому выплаты дополнительных 2% не должны отражаться на сумме доходов, а значит, увеличится стоимость готовой продукции. Но целиком перекладывать нагрузку на покупателя нельзя, люди перестанут приобретать товар.
Многие бизнесмены уже ощутили на себе сложности ведения дел:
«Наша компания оказывает услуги грузоперевозки. И дополнительные 2% вылились уже в 15% увеличения затрат, – это выросшая цена бензина, подросшие тарифы на свет, воду, поставщики складских хранилищ также подняли цену».
«Вести дела с 2019 года стало сложнее, причина в повышении ставки НДС до 20%. Получается, что растет цена любой детали, запчасти – общая стоимость услуги ремонта авто выросла на 5%. И это совсем не обещанные 2%».
Это отзывы с форумов, где обсуждается повышение налоговой ставки. Люди понимают, что ведение бизнеса в сегодняшних экономических условиях становится более сложным делом и нагрузка, в конечном счете, ложится на плечи конечного потребителя. Но повышать цену на товар постоянно – сделать продукт невостребованным.
Эксперты обозначили повышение нагрузки на бизнес в пределах 8-10%, тут все зависит от особенностей отрасли. Значительное удорожание продукции вызовет снижение покупательской способности, а значит, приведет к закрытию предприятия. Но это не совсем выгодно для бюджета, поскольку снизит поток поступлений налога в казну и приведет к новому всплеску безработицы.
Повышение НДС – есть ли хорошие моменты?
Учитывая, что на ряд льготных товаров ставка налога не поднималась, жить можно. Социально значимые группы, такие как лекарства, книги, базовые продукты, должны остаться в пределах прежней стоимости.
По оценкам экономистов средняя сумма выплат с одного россиянина в месяц составит 360 рублей – это не так много для каждого человека, но внушительная прибавка для бюджета государства.
Что еще хорошего принесет повышение НДС:
- Увеличится конкуренция в сфере услуг – теперь бизнес станет заинтересован в каждом покупателе, потому потребитель получит больше выбора.
- То же самое с продуктами питания – дорогие товары останутся на полках магазинов, потому завышать цены до бесконечности производителям невыгодно.
Полки магазинов не останутся пустовать, покупатели будут иметь возможность выбора. Реальный итоговый прирост прибылей ожидается только у бизнесменов, которые не производят продукты питания и пр. товары социального значения, но тут уж решать самим дельцам – повышать стоимость до невероятных пределов и ждать реализации продукции или ставить реальную цену товара для ускорения товарооборота.
Что будет с ценами?
Они вырастут – это однозначный факт и именно на 2%. Например, если товар стоил 80 рублей, то после повышения ставки на 2% он будет стоить 81,6 рублей. Вполне посильно для покупателя. Но следует учитывать, что на 2% вырастет вся цепочка цены, которую проходит товар от производителя до покупателя.
Напрямую с изготовителем товара практически никто не работает, кроме сферы услуг и ручного труда. Сети продуктов питания развиваются и устроены по особому принципу.
Для примера:
- Пакет молока в 1 литр стоит 50 рублей. Это цена фермера, у которого только оптовые поставки. Первый же перевозчик или посредник поднимет цену на 2%. Это уже 51 рубль.
- Далее идет хранение на складе, где также повышается цена еще на 2% – это уже 52,02 рубля.
- Теперь со склада продукция доставляется в магазин. И снова наценка в 2% – в итоге получаем 53 рубля.
В конечном итоге торговая сеть реализует молоко покупателю со своей наценкой в 2%, стоимость литра повышается до 54,12 рублей. В итоге маленькое повышение в 2% дает показатель в 8% – весьма заметный результат, в несколько раз превосходящий первоначальный.
Пример самый простой, на деле все оказывается сложнее и наценка выше. Поэтому ценники на продукты питания, товары повседневного и нечастого спроса будут только расти. И к этому следует быть готовыми.