Почему молочная продукция скоро подорожает на 30%?
С приходом лета, нас ждут новые потрясения связанные с перебоями поставки молочной продукции и ростом ее стоимости до 30%. Об этом активно предупреждает крупный торговый холдинг АКОРТ. Напоминаем, что АКОРТ это Ассоциация Компаний Оптовой и Розничной Торговли, в которую входят такие сети супермаркетов как Ашан, Дикси, Пятерочка и многие другие магазины. Такое потрясение на рынке молочной продукции будет вызвано вступающим в силу с 1 июля постановлением Медведева, которое предписывает дополнительную сертификацию и еще целый пакет документов на всю молочную продукцию. Давайте детально разберем, что же произошло и почему производители и реализаторы молочки забили тревогу?
Что такое система «Меркурий»?
На протяжении 2018 года, Роспотребнадзор и Минсельхозразвития проводили расследования более 6 000 случаев выявления контрафактной или некачественной молочной продукции на разных уровнях, начиная от производителей и заканчивая реализаторами. Это только те случаи, которые стали известны. В целях борьбы с контрабандой и продукцией плохого качества, была создана система Меркурий, которая по задумке должна обеспечить полный контроль всей продукции на ее пути, начиная от конкретной молочной фермы и заканчивая местом на полке магазина.
Для того чтобы эта система работала, требуется введение дополнительной документации, сертификации, освидетельствования, контроля качества и т.д. Задумка хорошая и направлена исключительно на то, чтобы обезопасить конечного потребителя от фальсификата и вести точный мониторинг молочного рынка в РФ. Однако в ассоциации АКОРТ утверждают, что все эти дополнительные новшества сильно нарушат налаженную систему поставок, а получение дополнительной документации в среде повального бюрократизма приведет не только к перебоям в поставке продукции, но и к повышению ее стоимости до 30%.
Так же стоит учитывать, что вся кисломолочная продукция относится к группе скоропортящихся товаров и не терпят промедления на всех этапах производства. А система контроля и выдачи нужных документов не работает таким образом, чтобы отмониторить весь проходящий через нее поток. Это приведет к задержкам на этапах контроля и быстрому истечению срока годности, от чего производители и реализаторы будут нести некоторые убытки. Компенсация убытков конечно будет вложена в стоимость продукции и заплатит за это все конечный потребитель.
К преимуществам системы «Меркурий» можно отнести отказ от бумажной волокиты и внесение всех параметров в единую базу данных. Система позволит не только контролировать весь путь движения товара, но и ее качество. Так же полное исключение на полках магазинов товаров сомнительного производства и плохого качества.
Но есть и большие минусы. Крупным предприятиям с закрытой инфраструктурой, которые имеют свои фермы, производственные цеха и логистику будет легко перейти на систему Меркурий и некоторые уже это сделали практически безболезненно. Но для мелких производителей, которые скупают сырое молоко у десятков и сотен частников и сливают это все в одну бочку, перейти на Меркурий будет проблематично.
Условно говоря, на каждой упаковке сметаны, молока или сыра будет специальный QR-код, нанометка или электронный чип, который расскажет все, вплоть до того, с какой коровы было взято молоко для этой пачки молока. Система требует строгой привязки производителя сырья к конкретному товару. Скупая молоко у частников, проследить производителя сырья невозможно.
Эксперты считают, что такой подход приведет к полному разорению мелких и средних производителей, что приведет к установке монополии на рынке нескольких крупных компаний. А монополия это всегда рост цен.
Почему подорожает хорошее молоко?
Как это не странно звучит, но контрафактная продукция способствует сдерживанию цен на рынке, поскольку она продается по более низкой цене. Это заставляет производителей снижать стоимость своего товара, чтобы хоть как-то конкурировать на рынке. Вот только снижение этой стоимости происходит за счет снижения качества. В итоге мы имеем контрафактную и легальную продукцию примерно одинакового качества, но легальные производители хоть как-то пытаются соответствовать установленным нормам. Теперь представим, что тотальная система контроля «Меркурий» убрала с рынка нелегальную продукцию, которая на сегодняшний день занимает около 23% рынка. Теперь производители могут поднимать цены не боясь конкуренции, добавим к этому еще и плату за дополнительный мониторинг и всякие дополнительные сопровождающие документы.
Согласно постановлению, каждая молочная продукция будет иметь свой индивидуальный код и производители обеспечат ее соответствующей маркировкой, что позволит отследить весь путь товара. В Минэкономразвития уверяют, что за все эти дополнительные штучки будет платить только сам производитель, но мы понимаем, что все эти издержки будут внесены в стоимость товара и оплачивать ее будет конечный потребитель.
Молочка может исчезнуть с прилавков на время
После введения маркировки, с молочного рынка в разных сегментах уйдёт от 5 до 30% контрафактной и контрабандной продукции, что приведёт к росту цен на отдельные категории товаров до 20–40%, — считает инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин.
Легальным производителям будет сложно или даже невозможно в короткие сроки восполнить этот пробел на рынке, поскольку это очень большой объем. Конечно это приведет к дефициту продукции на прилавках. Потребуются от нескольких месяцев до нескольких лет, для того чтобы восполнить этот пробел. А пока, на этот промежуток времени нужно будет восполнить дефицит импортными товарами и для того чтобы они не составляли ощутимую конкуренцию отечественным производителям, нужно будет повысить ввозные пошлины, что тоже приведет к росту цен.
Однако у этого всего есть и положительная сторона. За счет введения глобальной системы мониторинга рынка, производители будут вынуждены повышать качество продукции, в противном случае их судьба печальна, а их место быстро займут конкуренты.