Промывка отопительных батарей в домашних условиях
Для увеличения срока службы и повышения теплоотдачи требуется промывка батарей отопления. Для чистки нагревателей применяется много способов. Рассмотрим варианты доступные для выполнения собственными руками, разберемся с признаками засорения. Внимания заслуживают методы промывки с помощью специальных приборов, которые используют профессионалы.
Признаки и причины засорения радиаторов отопления
Чаще всего мусор и грязь оседают в нижней части радиаторов.
Снаружи определить засор можно только по следующим признакам:
- Холодный нижний коллектор. Оседая, мусор не пропускает теплоноситель, поэтому нижняя часть не прогревается.
- Холодные крайние секции батареи. Причина аналогична – мусор мешает нормальной циркуляции нагретой воды.
- Холодный трубопровод при разогретом котле. Трубы могут быть холодными по всей квартире или в отдельно взятой комнате.
- Увеличивается расход топлива, энергоносителей.
Причины засора – некачественный теплоноситель, ржавчина. Если закачивать неочищенную воду, мягкие и твердые взвеси осядут в нижней части батареи, приведут к засору. Мусор появляется из-за ржавчины при контакте стали и воды – соединения оседают внутри.
На заметку! Если никаких признаков засора нет, причина неисправности находится за пределами жилого помещения.
Очистка радиаторов отопления необходима для устранения угрозы завоздушивания сети и образования гидроударов. Такие явления уменьшают срок эксплуатации оборудования, могут вывести из строя систему за один сезон.
Технология промывки радиатора отопления
Перед тем как промыть батареи отопления в домашних условиях, надо определить вид материала. Например, алюминиевые устройства нельзя чистить каустической содой в отличие от медно-латунных и чугунных батарей. При использовании каустической соды алюминий вступает в реакцию и оплавляется.
Важно! Если хладагент регулярно меняется и промывается, алюминиевые радиаторы чистить не нужно.
Нагревательные приборы из чугуна, медно-латунного сплава допускается промывать и очищать любыми способами.
Демонтаж радиаторов
Промывка чугунных батарей – занятие сложное. В первую очередь из-за веса приборов. Снять в одиночку радиатор невозможно, потому лучше пригласить помощника. Если не поменять теплоноситель плохого качества, через некоторое время засор снова образуется – это чаще случается в центральных магистралях. Повторный засор через короткое время – повод для вызова специалиста. Мастер обследует систему более детально и выявит причину образования мусорной пробки.
Как промывать батареи отопления из чугуна своими руками:
- Отключить систему отопления. Дать время радиаторам остыть. Подложить вокруг батареи тряпки, поставить под сливное отверстие емкости.
- Повернуть клапаны на обоих концах. Термостатический клапан открывается легко, запорный часто закрашен, поэтому для открывания применяется ключ.
Важно! При откручивании клапанов записать количество поворотов. Данные потребуются при установке промытой батареи на место.
- Снять гайку соединения термостатического клапана с радиатором. Ключом открыть выпускное отверстие. Оттуда иногда сразу же выливается грязная и горячая вода – надо быть осторожным.
- Слить всю воду, снять радиатор с кронштейнов, унести на улицу либо в ванную комнату.
Если чистка проводится в ванной, емкость лучше застелить полотном, чтобы не поцарапать. На этом демонтаж закончен.
Промывка
Можно чистить радиаторы отопления и без демонтажа, но промывка батарей с полным снятием удобнее, позволяет добраться до всех деталей прибора отопления.
Если снимать батареи нельзя, чистка проводится также после отключения и слива теплоносителя. Потом в систему запускается вода под напором, и промывка ведется до состояния чистой воды. Процесс грозит нарушением эксплуатационных качеств сети, лучше позвать мастера.
Что делать после демонтажа:
- надеть на кран ванной шланг;
- опустить другой конец шланга в выпускное отверстие радиатора;
- включить воду под напором и промывать до тех пор, пока из батареи не потечет чистая вода.
Иногда этого вполне достаточно, но если внутри на стенках появился осадок, придется применить химические вещества. Чаще всего используется столовый уксус, нагретый до +40 С. Сначала закупорить футорки на торцах батареи, затем залить внутрь уксус, встряхнуть или покачать батарею, оставить на 4 часа. Затем отработку слить, батарею промыть чистой водой. При сильных загрязнениях процедура проводится несколько раз.
Если стоит вопрос, чем промыть алюминиевый радиатор отопления, используют специальное средство на основе кислоты. Кислотные и щелочные составы продаются в магазинах. Иногда применяют смесь для промывки автомобильного радиатора. Использовать также как уксус – налить внутрь, встряхнуть, дать постоять и слить.
Совет! Составом заполняют не меньше половины объема батареи, каждые 10 минут прибор встряхивать, поворачивать. Через 2 часа отработку слить, прибор промыть чистой водой. Применять составы только по инструкции, она написана на упаковке.
Каустическая сода смешивается со стиральным порошком в пропорции 2:1. Потом добавить воду, растворить порошок и залить внутрь прибора с закупоренными футорками. Оставлять содовый раствор дольше, чем на 60 минут, не рекомендуется. Удаляет состав грязь, отложения ржавчины и минеральных солей.
На заметку! Каустическая сода с порошком сглаживает шероховатости внутренних туннелей. Свойство повышает теплоотдачу путем снижения гидравлического сопротивления. Процедуру промывки с содой можно делать раз в 30 дней.
Из покупных готовых средств для чистки годятся Крот, Тирет Турбо.
Сухая и влажная чистка
Обычная сухая уборка подразумевает устранение пыли, грязи. Пыль удаляется из стыков между секциями, отмывается задняя стенка радиаторов и стена за батареей. Удобнее чистить пылесосом с насадками, но можно взять фен. На заднюю часть батареи натянуть влажную ткань, направить фен на радиатор – пыль выдует, и она осядет на полотне.
Совет! В продаже есть специальные щетки для чистки батарей. Они оснащаются поворотными механизмами, которые заставляют щетину вертеться вокруг оси. Пыль не разлетается, притягивается к щетине.
Влажную уборку проводить с мыльными составами для посуды или порошками. Допускается очистка загрязнений содой, а ржавчину легко убрать кашицей из гидрокарбоната натрия со столовым уксусом.
Чтобы отмыть батарею, нужно налить в ведро воды, добавить мыльный состав, вспенить, промыть плоскости губкой. После уборки ополоснуть прибор чистой водой, вытереть насухо.
На заметку! Удобнее мыть тряпками из микрофибры. Панельные нагреватели с полимерным покрытием быстро очищаются меламиновыми губками. Стену за батареей тоже моют.
Специальное оборудование для промывки радиаторов отопления
Профессиональные устройства позволяют справиться со значительными засорами. Мастер берет за работу от 20$ (1500 руб.), но все зависит от степени загрязнений. Процедура не требует демонтажа радиаторов, поэтому вопрос – можно ли промывать старые батареи в квартире, не является актуальным. Можно, даже если они закрашены и закреплены наглухо. Промывочное оборудование устраняет мусор, грязь. Давление невысокое, поэтому никакой угрозы для радиаторов нет.
Процесс занимает до 2 часов. Промывается вся сеть отопления, включая трубопроводы и радиаторы. Если мастер устанавливает ингибитор коррозии, риск засора сводится к минимуму.
Специальное оборудование для промывки радиаторов:
- ЗЕВС-24. Компактный агрегат с мощностью, достаточной для удаления ржавчины, налета и мусора. Отложения удаляются с водой или оседают на дно туннеля. Применяется для чистки радиаторов сечением от 7 до 150 мм.
- Тайфун. Прибор в виде пневматического пистолета, убирает стойкие загрязнения. Точечные воздействия ударной волной в 1,5 км/ч устраняют отложения, не вымываемые водой.
- Крот-Мини. Устройство для чистки радиаторов диаметра 20–150 мм. Невысокая стоимость, компактность, достаточная мощность и 4 насадки – объясняют популярность агрегата у хозяев частных домов.
Чистка спецоборудованием ускоряет процесс. Действовать надо по инструкции. Если есть опасения, лучше пригласить мастера и первый раз внимательно следить за его действиями.