Как быстро и легко выучить таблицу умножения ребенку играми
Даже если человек не планирует поступать в учебное заведение с физико-математическим уклоном, ему нужно хорошо знать таблицу умножения. Эти знания пригодятся не только в школе, но и в будущем в жизни. Взрослые уже не помнят, как тяжело было запомнить колонки умножения простых чисел. Но когда табличку начинают учить их дети, перед ними встает вопрос, как быстро выучить таблицу умножения ребенку. Есть несколько методик, среди которых несложно выбрать вариант, который подходит конкретному школьнику.
Таблица Пифагора для обучения умножению
Для начала разберемся в особенностях данного математического понятия. Привычная глазу многих детей и родителей табличка, напечатанная на обратной стороне тетрадей, на самом деле не является правильным вариантом. По сути, это обыкновенные примеры на умножение простых чисел. Огромное количество примеров, которые нужно выучить наизусть, вызывает у ученика ступор и испуг.
На самом деле настоящая таблица умножения Пифагора имеет не такой вид. В верхней строке написаны цифры от одного до девяти, они же перечислены в вертикальной колонке слева. Результат, получаемый при умножении одного числа на другое, записан на пересечении вертикальных колонок и горизонтальных строк.
Преимущества таблицы Пифагора
Перед тем как помочь ребенку быстро выучить таблицу умножения, расскажите ему об ее преимуществах:
- Даже первокласснику будет интересно изучать настоящую таблицу Пифагора, а не колонки примеров.
- Отсутствие лишней информации является существенным плюсом.
- Табличку правильного вида можно вырезать и положить в книгу по математике, чтобы всегда под рукой иметь подсказку. Благодаря частому созерцанию результаты умножения со временем сами запомнятся зрительно.
- Сокращение объемов запоминаемой информации и прослеживание закономерностей тоже относят к преимуществам.
- С помощью таблички можно научиться не только множить, но и правильно делить простые числа.
- Легко видна закономерность, что от перемены мест множителей результат не меняется.
Психотипы детей: кто и как запоминает
Если родители не знают, как быстро научить ребенка выучить таблицу умножения, то начать стоит с определения психотипа школьника, потому что индивидуумы с разным психологическим складом воспринимают и запоминают информацию по-разному.
Выделяют следующие психологически типы детей:
- Аудиалы легче воспринимают информацию на слух. Им подойдет таблица умножения в стихах, в виде песенки. Они должны многократно прослушать запоминаемую информацию.
- Визуалы хорошо запоминают то, что сами пишут. При изучении техники умножения детям предлагают раскрашивать яркие цифры, писать их на рисунках и фигурках. Таких школьников относят к категории с хорошо развитым образным мышлением. Им подойдет еще один способ – мультик, в котором вместо учителя выступает любимый мультипликационный герой.
- Кинестетики должны все потрогать, пощупать. Им для запоминания предлагают карточки с цифрами, которые они могут своими руками складывать в примеры и перекладывать. Также таким чадам подходит вариант изучения таблички на пальцах.
Принцип умножения
Перед тем как быстро выучить и запомнить таблицу умножения с ребенком, все родители должны усвоить несколько принципов умножения:
- Взрослому человеку нужно найти определенные закономерности и последовательности в табличке и донести их до ребенка. Важно объяснить чаду, почему и как они появляются.
- Внимание ученика обязательно концентрируют на важных моментах. Как правило, учить табличку начинают дети, которые уже умеют складывать и вычитать, поэтому проблемы с пониманием и концентрацией внимания не возникнут.
- Начиная изучать умножение на два, обязательно разъясняйте его на примере сложения, чтобы школьнику было проще понять суть. После многократного сложения одинаковых чисел объясняют, что если знать табличку умножения, то те же действия можно выполнить намного проще и быстрее. Это поможет понять необходимость и полезность таблицы Пифагора.
- Не нужно заставлять ребенка учить все и сразу. Ему будет проще запоминать информацию частями. Сначала учат умножение простых чисел (2, 3). Когда школьник усвоит этот материал, знания закрепляют примерами, веселыми играми, поиском ответов на интересные вопросы. Это весело и полезно для лучшего усвоения полученных знаний.
- Пусть школьник сразу запомнит важную информацию: от перемены мест множителей результат не меняется. Для лучшего понимания правила приводят несколько примеров из таблицы. Благодаря этому правилу фактически приходится учить половину таблички, потому что вторая ее часть является зеркальным отображением по диагонали.
Важно! В таблице Пифагора много закономерностей, о которых стоит помнить и никогда не забывать. Они облегчают усвоение материала.
Закономерности в таблице умножения
Если родители хотят понять, как легко и быстро выучить таблицу умножения со школьником, то должны сначала научить его следующим закономерностям:
- При умножении любого числа на единицу всегда получается то же самое число.
- Все произведения при умножении на пять оканчиваются нулем или пятеркой. Это хорошо видно в столбике и строке с умножением на данное число. Если множители – нечетные числа, то произведение оканчивается на пять. Если один множитель – четное число, то результат оканчивается на ноль.
- Также существует закономерность при умножении на 10. В этом случае независимо от первого множителя результат всегда заканчивается нулем.
- Если сравнивать результаты умножения на пять и десять, то можно заметить, что первые ровно на половину меньше. Это связано с тем, что один из множителей в 2 раза меньше другого.
- Умножение на 4 – это то же самое, что двойное удвоение числа. То есть, если нужно умножить 6 на 4, то это равно 6+6=12 и 12+12=24.
- Есть определенная закономерность при умножении на 9. Первое число произведения становится больше на единицу, а второе – уменьшается на один.
Важно регулярно и многократно повторять выученную табличку с ребенком. Сначала ее просят рассказать по порядку, а потом задают вопросы вперемешку, чтобы школьник мог вспомнить и подумать. Сначала дают больше времени на раздумья, постепенно сокращая его.
Таблица умножения в стихах
Отвечая на вопрос, как можно быстро выучить таблицу умножения, стоит упомянуть про метод с использованием стихов. Заучив стишок, ребенку намного проще запомнить цифровые последовательности.
Этот метод подойдет детям-аудиалам:
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять — получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.
Вот еще один пример стиха, облегчающего запоминание таблички умножения:
Сел петух до зари
На высокий шест:
— Кукареку!..Дважды три,
Дважды три — шесть!
На каждое умножения есть свой стих. Их несложно найти в Интернете и распечатать для совместного заучивания с ребенком.
Игры для учебы таблицы умножения
Мозг ребенка устроен так, что ему сложнее запоминать информацию, которую он не может применить в жизни, поэтому полезно учить играя. В этом родителям помогут разные игры. Например, они могут разобраться, как быстро выучить таблицу умножения на пальцах, или подобрать другую методику, если чадо не является кинестетиком. Способ с использованием пальцев применяют при умножении на 9, поскольку это дается сложнее всего.
Суть метода заключается в следующем:
- Кисти разворачивают ладонями к себе. Мысленно нумеруют все пальцы от одного до десяти, двигаясь слева направо.
- Допустим, нужно перемножить 9 и 7. Для этого загибают палец под номером семь.
- Далее считают количество пальцев до загнутого и после него. Первое число – это десятки в результате, а второе – единицы.
- Поскольку до загнутого пальца остается 6 пальчиков, а после него три, результат равен 63. То есть 9х7=63.
Снегопад
Данная игра позволит перенести чадо в ситуацию, когда он не сможет обойтись без таблицы Пифагора. При этом ребенок поймет, что намного проще не пересчитывать квадратики, а перемножить числа, ведь это быстрее.
Суть игры в том, что рисуют прямоугольник, который разбит на несколько равных квадратов по ширине и высоте. Это импровизированная площадь города с плиточным покрытием. Часть площади заварена снегом, поэтому под ним плитки не рисуют. Ребенок должен подсчитать общее число плиточных элементов на площади. Но поскольку считать по отдельным квадратам он не может, потому что под снегом их не видно, ему приходится умножать.
Битва прямоугольников
Это довольно простая игра, в которой участвуют два игрока. Благодаря оной легко понять принцип умножения и нахождения площади прямоугольника. Для этого понадобится следующее:
- два фломастера (разного цвета для каждого игрока);
- два игральных кубика;
- один лист бумаги в клеточку.
Суть игры заключается в следующем:
- Оба участника ходят по очереди. Для этого один из игроков бросает кубики.
- Он обязан нарисовать на бумаге квадрат или прямоугольник, стороны которого состоят из такого количества клеточек, которое равно выпавшим на кубиках числам. Каждый игрок рисует со своей стороны листа. В середине нарисованной фигуры пишут общее количество клеточек и площадь.
- Потом ход делает второй участник, тоже рисует свою фигуру с указанием необходимых чисел.
- Игру заканчивают, когда на листе не остается свободного места для рисования фигур. После этого подсчитывают, сколько клеточек в сумме заняли все фигуры каждого участника. Победит тот, у кого результат получится больше.
Рыбалка
Особенность этой игры в том, что выловить можно только кратное двум или трем количество рыб. Благодаря этому даже первоклассник быстро разберется с умножением на 2 и 3.
Понадобится следующее:
- в Интернете находят и распечатывают игровое поле;
- карточки с изображением рыбок;
- сачки для всех игроков;
- фишки по количеству игроков;
- игральный кубик;
- ручка;
- бумага.
Принцип игры:
- Каждый участник бросает кубик и перемещается по полю на количество клеток, которое равно выпавшему на кубике числу. Если он остановится на клетке с изображением животного, то карточку с рыбкой ему не дают.
- Если игроку повезло остановиться на клетке со словом, то он ловит указанное количество рыб, то есть складывает карточки с их изображением в свой сачок. Причем брать можно только то количество рыб, которое равно удвоенному или утроенному числу, выпавшему на кубике.
- Когда все карточки с рыбками закончатся, игру останавливают и подсчитывают улов. Победителем будет тот, у кого больше всего рыбок в сачке.
Карточки
В продаже есть специальные игровые наборы в виде карточек, которые позволяют школьнику быстро научиться множить от 1 до 5. На картинках изображены дома с прозрачными окнами. Если соединить между собой дома с двумя и тремя окнами, то получится новый домик с шестью окошками. Именно в прозрачности определенной части карточки и заключается особенность игры и методики обучения.
В набор входят:
- красочные картинки с изображением домов, имеющих прозрачные окошки;
- карточки с заданиями;
- мешочек для хранения;
- игровая фишка;
- инструкция с иллюстрациями.
Эта игра называется «Монго-Монго». Существует два варианта ведения игрового процесса. При этом родитель может выбирать более сложную или простую технику, учитывая уровень ребенка. Оба варианта увлекательные и интересные для детей разного возраста и пола, а также для тех, кто хорошо знает табличку умножения.
Есть и другие карточки для игры с названием «Цветариум». Здесь нужно высаживать цветы и получать различные сюрпризы. Игрок должен вырастить на клумбе ровно столько цветов, сколько заказал покупатель. Например, ему нужно получить 18 цветков, для этого придется выращивать три клумбы, по шесть цветов на каждой. Победит тот, кто заработает больше монет за выращенные цветочки.
Особенность игры в том, что участники могут подбрасывать друг другу жуков и кротов либо дарить приятные подарки. Также в колоде предусмотрены карточки с волшебными лейками. После такого полива количество цветов умножается на два или даже на три.
Советы для родителей
Только родители могут помочь своему чаду как можно быстрее освоить таблицу Пифагора. Для этого им рекомендуют придерживаться следующих правил:
- Ребенка как можно чаще хвалят и поощряют. В качестве награды используют различные приятные мелочи, вкусности или совместные походы в кино. Однако важно сдерживать все обещания, чтобы малыш не потерял веру.
- При отсутствии мотивации нет желания заниматься. Крики, наказания и запреты не помогут улучшить ситуацию. Нужно просто и доступно объяснить чаду важность и полезность этих знаний.
- Важно не заставлять ребенка сразу выучить много информации, потому что это его напугает и отобьет всякое желание учиться. Желательно учить по одной колонке, учитывать темп усвоения информации каждого школьника.
- Чтобы не сформировать у малыша комплекс неполноценности, не нужно его сравнивать с другими детьми. Если у него процесс запоминания проходит дольше, то это связано только с его индивидуальными особенностями.
- Любые ошибки не должны пугать. В процессе обучения все ошибаются. Благодаря ошибкам ученики приобретают бесценный опыт.
- Предпочтение отдают новым методикам и обучению в процессе игры. Можно использовать подручные материалы или купить готовые игровые наборы.
- Важно придерживаться системности в обучении. Каждое новое занятие начинают с повторения старого. Только после того, как пройденный материал хорошо закреплен и усвоен, переходят к новому.
При выборе подходящего способа заучивания таблицы Пифагора учитывают, насколько данный метод заинтересует ребенка и подойдет ему. Всевозможные наглядные пособия и карточки облегчают усвоение информации и превращают скучный учебный процесс в увлекательную игру.