Как научиться быстро читать, запоминая прочитанное
Скорочтением полезно в совершенстве владеть детям и взрослым. Первым это поможет в обучении, ведь существенно сократится время, потраченное на выполнение домашнего задания, а вторым умение быстро читать позволит в полной мере насладиться художественной литературой. Даже в наш век телевидения и Интернета есть люди, которые любят читать книги. Причем скорость чтения не должна влиять на восприятие информации. Существует много техник, как научиться быстро читать. Некоторые из них подходят для обучения детей, другие же пригодятся взрослым.
Что такое техника скорочтения?
В принципе расшифровка понятия «скорочтение» вытекает из самого слова. Это техника быстрого чтения текста без утраты способности усваивать и понимать прочитанное. Иными словами, несмотря на высокую скорость чтения, человек воспринимает текст также хорошо, как если бы он читал медленно.
Как правило, в зависимости от возраста читателя и его навыков скорость возрастает минимум в три раза, а максимум в 20 раз. Если в начальной школе ребенок должен читать в среднем 60-120 слов в минуту, то благодаря овладению техникой он сможет прочитать 200 слов и более.
Также существует закономерность усвоения информации в зависимости от скорости ее прочтения. Так, если при среднем ритме обычно усваивается до половины прочитанного, то с повышением скорости возрастает концентрация внимания и человек запоминает до 80%.
Как научится быстро читать?
Перед тем как научиться быстро читать и запоминать прочитанное, стоит ознакомиться с плохими привычками, от которых нужно избавиться, потому что они существенно снижают результативность любой методики:
- Не нужно в уме проговаривать каждое слово. При этом человек может шевелить губами или мысленно прослушивать слова. Такая привычка называется субвокализация. Она помогает детям приобрести навыки чтения, но мешает повысить скорость. Отказавшись от субвокализации, человек читает в 2-3 раза быстрее. Избавиться от плохой привычки поможет жевательная резинка, напевание мелодии.
- Не нужно читать по словам. Если натренировать мозг, то он сможет прочитывать только половину фразы, а недостающие отрывки, например союзы, вставлять автоматически.
- Желательно не смотреть на отдельное слово, как делают дети, а использовать периферические зрение. Это позволит прочитывать окончание фразы без фокусировки взгляда.
- Плохая концентрация внимания мешает расширить охват слов, поэтому за одну остановку взгляда при движении глаз по строчке усваивается меньше слов, чем возможно. Важно тренировать умение сосредотачиваться.
- Некоторые люди пытаются овладеть всеми навыками сразу. Этого делать не нужно. Полезно выполнять упражнения по отдельности.
- Сильно мешает привычка прочитывать одну и ту же фразу по несколько раз. Это называют регрессией. Причем она не влияет на качество усвоения материала.
- Атмосфера должна быть подходящей. Ничто не должно отвлекать человека от процесса.
Подготовка к чтению
Теперь разберемся, как можно быстро научиться читать. Для начала подготавливают все необходимое, чтобы использовать разные методики. Для этого понадобится книга с количеством страниц не менее двухсот. Также нужен карандаш и секундомер. Важно чтобы страницы печатного издания не закрывались сами, поэтому пригодится что-то тяжелое, чтобы прижать их.
На один комплекс упражнений будет потрачено около 1/3 часа, поэтому в это время никто не должен мешать тренировке. Также важно создать подходящую атмосферу: в комнате должно быть тихо, никакие посторонние звуки (музыка или телевизор) не должны отвлекать от процесса.
Советы по быстрому чтению
Если родитель ищет ответ на вопрос, как помочь ребенку научиться читать быстро, то ему стоит обратить внимание на следующие советы:
- При прочитывании строчки стараются делать как можно меньше остановок. При каждой остановке внимание фиксирую на определенной части текста. На каждую паузу тратят от половины до четверти секунды.
- Возвраты назад по тексту делают как можно реже. Сознательные или бессознательные возвраты забирают у читателя до 30 процентов потраченного времени.
- Тренируют концентрацию внимания, чтобы увеличить охват слов, которые прочитывают за одну остановку взгляда.
- Каждую методику используют по отдельности, а не пытаются соединить их в одно целое. Сначала технику изучают, потом применяют.
- В процессе тренировки стараются достичь скорости чтения, которая в три раза превышает желаемый результат.
- Материал просматривают перед его прочтением. Обращают внимание на подзаголовки, читают первый абзац, чтобы понять, о чем текст и есть ли необходимость в его детальном изучении.
- Чтобы понять суть материала, ищут ключевые слова и выделяют их. Эту методику полезно использовать взрослым при чтении статей в газетах и журналах.
- Если нужно найти новую информацию в тексте, то читают первое и последнее предложения каждого абзаца. Такой же способ применим к газетным и журнальным статьям.
- Для ускорения процесса знакомые части в тексте можно пропускать. Опять же речь идет не о художественной литературе.
- Полезно сохранять и выделять важную информацию.
При обучении маленького ребенка не нужно его торопить и ускорять, потому что на данном этапе закладывается фундамент будущих навыков. Повышать скорость нужно постепенно, не превращая обучающий процесс в пытку для ребенка, чтобы не отбить у него интерес.
Упражнения быстрого чтения
Если родители задаются вопросом, как научиться быстро читать мальчика 9 лет или ребенка другого пола и возраста, стоит уделить внимание разным техникам и методикам:
- Чтобы добиться плавного скольжения взгляда по строке, читают с указкой, в качестве которой используют карандаш, зубочистку или палочку для суши. Указку двигают немного быстрее восприятия текста. Это упражнение помогает форсировать скорость чтения. Взгляд человека должен следить за строчкой и указкой, не выпуская последнюю из поля зрения, не возвращаясь к ранее прочитанному. Избавившись от регрессии, дальше читают без указки.
- Для избавления от субвокализации применяют отвлечение внимания. Чтобы речевые органы не повторяли прочитанное, карандашом по столу выстукивают определенный ритм. Это хорошо отвлекает от мысленного проговаривания. Также для отвлечения применяют способ обратного счета, напевание мелодии и проговаривание скороговорки.
- Чтобы научиться воспринимать информацию в поле периферического зрения, используют методику «зеленой точки». Для этого в центре страницы рисуют зеленую точку и 10 минут концентрируют на ней внимание. Эту же точку представляют, закрыв глаза перед отходом ко сну. Научившись концентрировать внимание на точке в течение пары недель, учатся рассматривать текст вокруг этой метки.
- Полезно тренировать внимание и мышление, читая справа налево. Начинают с текста, в котором использованы слова, одинаково читающиеся в двух направлениях, например, фраза «а роза упала на лапу Азора». Есть целые электронные книги, написанные справа налево. Их можно скачать в Интернете бесплатно.
- Чтение перевернутой вверх ногами книги также позволяет увеличить скорость. Для этого сначала читают абзац, перевернув книгу, а потом возвращают ее в нормальное положение и еще раз перечитывают тот же абзац.
- Техника «так-так» учит понимать смысл прочитанного. В процессе чтения захватывают взглядом только начало и конец строки. В итоге скорость чтения повышается без ухудшения понимания текста.
- Еще одна методика скорочтения – чтение по диагонали. Взгляд читающего должен скользить только по диагонали страницы, но не слева направо. Запрещен возврат к ранее прочитанному. Поначалу человеку удается охватывать взглядом только несколько слов, но по мере тренировки объем захватываемого текста увеличивается. Читающий должен выделять главные слова и не обращать внимания на словесный мусор. Взгляд движется от левого верхнего угла текста к правому нижнему краю страницы.
Любую из описанных техник используют регулярно, уделяя тренировкам минимум 1,5-2 часа в день. Если сразу не получается выделить достаточное количество времени, то используют по три занятия в день, но меньшей продолжительности.
Как научится читать и запоминать?
Разобравшись, что такое скорочтение и как научиться быстро читать, стоит не забывать, что не менее важно запоминать прочитанное и усваивать информацию. Чтобы мозг умел запоминать то, что было ранее прочтено, и хранить информацию продолжительное время, следует разобраться в механизме работы памяти. Есть три главные составляющие процесса запоминания – ассоциации, впечатление и повторение. Для эффективного чтения и запоминания нужно проработать эти три аспекта.
Ассоциации и впечатления
Отвечая на вопрос, как научиться быстро читать книги, можно порекомендовать запоминать материал эмоционально. В процессе чтения полезно мысленно представлять то, о чем идет речь. Полезно прочувствовать атмосферу, описываемую в книге, эмоции каждого персонажа. Можно представить себя в роли главного героя, продумывая все действия и управляя впечатлениями. Благодаря этому в памяти откладывается больше информации.
На заметку! Если визуализация не является сильной стороной читающего человека, советуют прочитывать текст вслух, чтобы возникали яркие эмоции.
Еще одной эффективной техникой запоминания считают ассоциации. Важно научиться связывать прочитанную информацию с чем-то, что важно и знакомо читающему. Ассоциативную методику применяют с целью облегчения понимания и запоминания материала. Человеческому сознанию проще усваивать новое, если сравнивать его со знакомыми вещами и событиями.
Повторение прочитанного
Для школьника важно не только научиться очень быстро читать, но и повторять прочитанное. Чтобы хорошо запоминать и усваивать материал, полезно сразу после чтения повторять полученную из текста информацию. Эта техника особенно полезна детям при выполнении домашнего задания.
Материал лучше усваивать и повторять после двух- или трехкратного прочтения. Причем в процессе чтения обязательно параллельно используют ассоциативную методику и технику впечатлений.
Важно! Ребенку проще запоминать все новое эмоционально.
Создание заметок
Для облегчения запоминания и усвоения нового материала полезно выделять ключевые моменты текста и кратко конспектировать его содержание. Читающий человек может оставлять закладки на важных страницах книги, выделять маркером во время чтения важные моменты или главные идеи материала.
После прочтения материала стоит вернуться к выделенным моментам, чтобы кратко изложить содержание и сделать важные заметки. В собственной книге можно писать на полях главные мысли и идеи. Даже если через месяцы открыть печатное издание, то благодаря заметкам несложно вспомнить, о чем идет речь в тексте.