Кто должен проводить и платить за ремонт подъезда многоквартирного дома
Для многих собственников квартир многоэтажного дома вопрос ремонта подъезда очень актуальный. Всегда приятно, когда красиво не только дома, но и в подъезде. С личными квадратными метрами все понятно, а как быть с подъездом, который является общей площадью?
Кто и как часто должен ремонтировать стены в подъезде, менять стекла, красить панели, привести в порядок крыльцо и пр., – ответы на эти вопросы знают не все. Как, впрочем, не всегда понятно, за какие деньги эти работы должны проводиться.
На ком ответственность за ремонт подъезда
Подъезд – место общего доступа и пользования, но за порядком и чистотой там также нужно следить, содержать его в надлежащем виде.
Периодически в подъезде надо делать ремонт. Узнать, кто этим должен заниматься, можно в договоре об управлении многоквартирным домом.
Это управляющие организации:
- УК;
- правление товарищества собственников жилья (ТСЖ);
- товарищество собственников недвижимости.
Обязана ли УК делать ремонт в подъездах многоэтажки или нет, зависит от прописанных условий в договоре. Жильцам надо быть внимательнее к этому документу и обратить внимание на все его пункты, прежде чем подписывать его.
Законодательная база
Все вопросы ремонта в многоэтажном секторе регулируются на законодательном уровне Жилищным кодексом Российской Федерации.
А что касается средств на его проведение, тут вступают в силу нормы Федерального закона «О фонде содействия реформирования ЖКХ» от 21 июля 2027 года №185-ФЗ, где прописан механизм сбора денег.
Скачать “Реализация Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования ЖКХ»”
Скачать “Постановление Госстроя №170 РФ”
Постановление Госстроя №170 утверждает правила и нормы техэксплуатации жилфонда, которые в свою очередь определяют объем работ, требования к ним, а также обязанности УО.
К этим документам регионы имеют право принимать законодательные акты по дополнительным правам и обязанностям жильцов и управляющей компании. А уже в договоре между собственниками жилья и УК прописываются виды работ и сроки проведения.
Кто сделает ремонт?
Ремонтировать подъезд – обязанность управляющей организации. Она составляет график работ на текущий год, выделяет средства из взносов собственников или изыскивает дополнительные ресурсы, занимается ремонтными работами в строгом порядке, определенным списком того, что требуется сделать. Этот список принимается жильцами на общем собрании и предоставляется в УК.
Ремонтом занимаются или сотрудники управляющей организации, или сторонние подрядчики. Жильцы не участвуют в ремонтных работах и уж тем более не собирают дополнительно никаких взносов. Также они не обязаны после ремонта мыть окна и пол, чистить стены, выносить строительный мусор и пр.
Убирать после ремонта, как и поддерживать чистоту в подъезде в течение года, должна УК. Ремонт считается завершенным после наведения чистоты управляющей компанией (Постановление Госстроя №170 от 27 сентября 2003 года), принятия его жильцами, закрепленным Актом приема.
Управляющие компании ремонтируют только места общего пользования, это не относится к лестничным площадкам, общим коридорам и тамбурам квартир. В данном случае жильцам самим необходимо поддерживать эти места в надлежащем виде и порядке.
Что входит в ремонт подъезда
Ремонт подъезда, крыльца, иногда и подвала (если квартиры не приватизированы в доме), другого общедомового имущества делается не жильцами. Существуют разные виды работ.
Капитальные ремонтные работы
Все масштабные работы по улучшению коммуникаций, конструкции здания попадают под капитальный ремонт.
Весь перечень указан в статье 166 Жилищного кодекса РФ:
- замена старых лифтов на новое оборудование;
- реставрация фундаментов, крыш многоэжтажек;
- ремонты в подвалах;
- изменение (обновление) фасада дома.
Собственники квартир многоэтажного дома ежемесячными взносами формируют фонд капвложения. Это прописано в той же 166 статье Жилищного кодекса РФ.
Косметический ремонт
Работы косметического плана включают в себя незначительные (легкие) виды работ. Тем не менее, их проведение существенно преобразят подъезд. К примеру, если обсыпалась штукатурка или появились щели – устранение этих моментов попадает под косметический ремонт.
Побелка потолков, покраска рам, перил, лифтовых откосов, замена стекол также относится к косметическому ремонту.
Евроремонт
Евроремонт частично делается за счет самих жильцов. Если жильцы готовы к дополнительным расходам и дают на то согласие, то можно в подъезде затеять и ремонт повышенного уровня. В данном случае речь идет о применении инновационных строительных технологий, а также использовании дорогих стройматериалов.
Ремонт по инициативе собственников квартир
Жильцы сами могут инициировать проведение ремонта в подъезде и даже его выполнить своими силами, за свой счет. А после ремонтных работ имеют право на возврат потраченных средств. В этом случае необходим акт состояния подъезда до ремонта и акт приемки после.
Придется сохранить чеки и накладные на материалы. Вместе с актами и соответствующим заявлением все эти документы предоставляются в Управляющую компанию.
Если УК не пожелала вернуть средства, тогда их возврата можно добиться через суд.
Куда жаловаться, если управляющая компания бездействует
При нежелании или отсутствии инициативы со стороны УК исполнить свои обязанности по ремонту подъезда, жильцы могут составить коллективную претензию на организацию. В письменном документе обозначаются виды работ и сроки их выполнения.
Эффективным способом воздействия на Управляющую компанию будет обращение и в Жилинспекцию. Это ведомство может наказать УК штрафом, лишить лицензии, повлиять на смену руководителя. Но если не изменится ситуация после обращений в Роспотребнадзор и Жилищную инспекцию, есть основания обратиться в прокуратуру и суд.
При коллективном обращении, прокуратура сама может инициировать процесс передачи жалобы в суд. При обращении в суд следует приложить все документы, подтверждающие попытки решить проблему ранее через различные инстанции.
Поэтому важно все обращения составлять в двух экземплярах: один остается у принимающей стороны, второй возвращается заявителю с печатью и подписью сотрудника принимающей стороны. В этих делах суд часто на стороне собственников, и дело завершается в их пользу.